Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. (А. С. Макаренко)

Блог – призёр (третье место) муниципального конкурса "Лучший блогер - 2014"

Доклад Вариативность содержания и форм ДО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДОО «ШКОЛА КОРОЛЕВЫ
ГЕРЫ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
Бурляева С.В.
воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения муниципального
 образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 230»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии. И поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные – творческие  способности детей, которые позволяют легко освоить новое.
Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230»с 03.03.2016 г.является  федеральной экспериментальной площадкой по теме «Экспериментальная апробация парциальной программы по математике для ДОО в рамках реализации концепции развития математического образования» В рамках работы экспериментальной площадки проходит апробация образовательной программы дошкольного образования «Школа королевы Геры» Т.Г.Кудряшовой.
Мы провели анкетирование родителей «Реализация концепции развития математического образования в дошкольном возрасте». При обработке анкет была отобрана группа родителей, которая была заинтересована в развитии математических способностей у детей. Для родителей данной группы было проведено родительское собрание «Школа королевы Геры». На данном мероприятии был раскрыт вопрос экспериментальной деятельности с разъяснением целей и основных задач.
Для моей работы с детьми были скачаны с сайта «Школа королевы Геры» методические и дидактические пособия, а на каждого ребенка были приобретены дидактические пособия.
При подготовке к каждому занятию я просматривала мультимедийную презентацию, и прослушивала аудиозапись с пояснением к каждому слайду.  Не меняя структуры, я вносила необходимые коррективы.
Очень облегчало работу по подготовке к образовательным мероприятиямналичие под рукой методических и дидактических пособий, аудио пояснений.Сценарии занятий подробно описаны в учебном пособии.На каждой странице в колонтитулах указана учебная задача, которая реализуется в заданиях, представленных на этой странице. Это позволяет педагогу акцентировать внимание ребенка на особенно важном содержании. Чтобы визуализировать переходы между занятиями, авторы выполнили оформление каждого занятия в отдельной цветовой гамме.
Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, материалы этой программы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.
Уважаемые  педагоги, представляя вам информацию о новой образовательной программе по математике «Школа королевы Геры»,  я познакомлю вас с содержанием учебных пособий, разработанных в соответствии с этой программой, а в дальнейшем и с первыми результатами экспериментальной апробации.
Курс представлен в двух учебных комплектах:
Приключения в Математической стране (5-6 лет).
Путешествия в страну Истории чисел (6-7 лет).
Планировалось по 2 занятия в неделю продолжительностью 25 мин. Занимались с детьми  подгруппой, в которой двенадцать детей.
Занятия проводились в форме сюжетно-ролевой игры. Каждое занятие – это спектакль, в котором дети и педагог выступают в качестве актеров. Поведение каждого ребенка в спектакле определяется требованиями сюжета и его роли в этом сюжете. По этой причине в начале занятий педагог предлагает детям стать жителями города «Считателей». Педагог выполняет несколько ролей: ведущий, королева Цифра, педагог Математик и роль всех взрослых персонажей, которые встречаются в сюжете. Функции этих персонажей: следить, чтобы развития действия не сильно отклонялось от сценария, задавать вопросы и следить за правильностью ответов на них. На этих занятиях у педагога появляется еще одна функция: корректировать формулировку вопросов. Ребенок должен знать, что правильно заданный вопрос – это половина ответа. Правильная формулировка вопроса должна также поощряться, как и правильный ответ на поставленный вопрос.
Занятие по программе – это каждый раз увлекательная игра-путешествие. Процесс обучения проводили в форме игр с элементами сюжетно-ролевой игры. На занятии  я демонстрировала образцы действий, а ребята их воспроизводили.У детей я стремилась сформировать представление о математике, как отдельной, почти сказочной стране, жителями которой являются следующие свойства реальных объектов и их совокупностей: форма, размер, расположение, количество.
В городе «Считателей» живут очень любознательные, добрые, всегда спешащие на помощь дети: Петя, Маша, Маруся и Тимофей.Найти ответы на математические вопросы можно в Математической стране, которой правит королева Гера.Сказочный сюжет позволяет авторам наделить свойствами реальных объектов, окружающих детей в быту, сказочных героев, которые живут в вечной стране Математика. Жители этой страны – образцы форм различных реальных предметов, поэтому на людей они не похожи. Они дружелюбны и всегда спешат на помощь к людям. Но прежде чем познакомиться с жителями Математической страны, герои книги – считатели – должны перечислить их свойства. Только в этом случае королева Гера познакомит считателей со своими подданными. После знакомства ребята находят вокруг себя предметы с аналогичными свойствами.
Учебное пособие «Путешествия в страну Истории чисел» является логическим продолжением учебного материала, изложенного в книге «Приключения в Математической стране». Основная цель книги – помочь взрослым организовать занятия, на которых дети дошкольного возраста знакомятся с математическими терминами, используемыми при описании действий и их последовательностей, а также учатся правильно использовать эти термины при описании реальных ситуаций. Учитывая специфику обучения детей дошкольного возраста, авторы попытались решить двуединую задачу: сформировать первичное представление о математическом языке и подготовить ребенка к адекватному пребыванию в условиях игры по правилам. Для подготовки детей к этапу обучения в условиях игры по правилам авторы включают в содержание занятий фрагменты, предусматривающие знакомство с правилами игры и приобретения первичного опыта игры по правилам. Основной акцент в содержании книги делается на формирование представления о числе, способах записи чисел, а также о числовом отрезке как инструменте, позволяющем сравнивать, складывать и вычитать числа. Много внимания уделяется моделированию элементарных процессов.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, эта программа вводит математику в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этой обучающей деятельности и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с предметами, картинками.
Технология такого игрового обучения  предполагает создание положительной атмосферы сотрудничества детей со взрослыми.  Развитие интеллектуальных способности детей, их творческое мышление и воображение проходило с помощью игровых мотиваций. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях сформировало гибкое, оригинальное мышление у детей, воспитанники получили опыт, который в дальнейшем  позволил им играть в игры - придумки, игры – фантазирования.
Совместная деятельность педагога и детей является здесь деятельностью развивающей. Это личностно-ориентированное общение.  Процесс совместной деятельности  включает: игровую мотивацию, задачу (проблемную, познавательную и др.), процесс решения задачи, обсуждение результатов (оценку совместной работы).
Т.Г. Кудряшова отмечала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Поэтому я проводила работу с детьми с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Ребята стремились высказать свои суждения, идеи, я одобряла их стремления понять что-то и поддерживала. В данном случае я не стремилась немедленно дать воспитанникам «правильные» ответы на все возникающие вопросы, а создавала условия для разворачивания их собственных размышлений.
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. 
Содержание данных учебных пособий существенно отличается от содержания пособий, которые используются в настоящее время при подготовке дошкольников к школе. Многие разделы и задания к ним являются оригинальными, то есть,разработаны специально для этих учебных пособий.
В ходе проведённой работы нами создана  развивающая предметно – пространственная среда для познавательно-математического развития детей.Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике, они стали более активны не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Практика показала, что дети стали более целеустремленными и настойчивыми. Они умеют находить собственное решение, давать оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, и аргументировано обосновывать свои суждения.
Результат нашей воспитательно-образовательной работы по познавательно-математической деятельности проявляется в том, что дети овладели теми качествами и способностями, которые необходимы для обучения в школе:
  • Во - первых, это произвольность поведения, то есть подчинять себе свои эмоции, свою деятельность по определенному образцу или правилу;
  • Во - вторых, распределять и концентрировать внимание, то есть охватывать всю информацию и  выделять главное;
  • В - третьих,  обобщать, классифицировать и систематизировать получаемые знания;
  • В - четвертых, сенсомоторная, зрительно-моторная координация помогает ребенку одновременно слушать, смотреть и выполнять задание.
Также важными составляющими школьной готовности проявляются  в развитии личностных качеств:  как трудолюбие, самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативности, усидчивости, внутренняя позиция школьника, адекватная самооценка, что является мотивационной  и интеллектуальной готовностью детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Важным результатом мы считаем качественную профессиональную подготовку педагогов, имеющих возможность учиться у первоисточника идеи – автора программы.
При проведении занятий я придерживалась следующих  правил:
  • позиция воспитателя. Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры;
  • снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);
  • свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
  • преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно.
По нашему мнению, концепция развития математического образования в данной программе построена на  следующих принципах: систематичности и последовательности, доступности, наглядности обучения, интегрированного подхода к организации совместной работы воспитателей с детьми и принципе воспитывающего и развивающего обучения.
В конце своего выступления хочу отметить, что на основании приказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края наша ДОО вошла в перечень образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования для участия в проекте«Алгоритм внедрения образовательных программ дошкольного и начального общего образования в деятельность образовательной организации на примере парциальной программы «Школа королевы Геры» в рамках реализации Концепции развития математического образования в Краснодарском крае.

Комментариев нет:

Отправить комментарий