Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. (А. С. Макаренко)

Блог – призёр (третье место) муниципального конкурса "Лучший блогер - 2014"

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОУ

 17.03.2015
Исходные теоретические положения
   Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Для XXI столетия характерно понимание, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».
   ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности.
   В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) прошла путь от изоляции до инклюзии. Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы. С начала до середины 60-х годов ХХ века – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ОВЗ. С середины 60-х до середины 80-х годов – «модель нормализации», интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь. С середины 80-х годов ХХ века до настоящего времени – «модель включения», т.е. инклюзия.
   Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
   Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
   Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям образовательной системы. Дошкольные образовательные организации выполняют не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из детей происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где дети и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить, следующие принципы инклюзии:
  • признание равной ценности для общества всех детей и педагогов;
  • повышение степени участия детей в культурной жизни ДОО и одновременное уменьшение уровня изолированности части детей от общесадовой жизни;
  • реструктурирование методики работы в ДОО таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех детей, проживающих рядом с ДОО;
  • устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в жизни сада для всех детей, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности ДОО для отдельных детей, проведение изменений, направленных на благо всех детей ДОО в целом;
  • различия между детьми – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права детей на обучение в ДОО, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в ДОО в целом, как для детей, так и для педагогов;
  • признание роли ДОО не только в повышении уровня развития детей, но и в формировании общественных ценностей;
  • признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе.
   Суть данных принципов – в доступности дошкольного образования для всех детей, проживающих рядом с ДОО. Должен быть обеспечен физический доступ детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО – транспорт, пандусы, подъемники.    Необходимо составить такую структуру образовательной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей.
   Особое значение имеет воспитательная деятельность, формирующая из ребенка личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.
   В основе инклюзивного образования заложена позиция, согласно которой не дети созданы для образовательной организации, а образовательная организация создана для детей, т.е. ДОО должно учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установило ДОО.
   До этого было интегрированное образование, которое закреплено в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных ДОУ назывался «интегрированным образованием». Но сообществу инвалидов, родителям детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование. Потому что оно, скорее, подразумевало: есть человек больной, он другой, не такой, как все, и есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети – одаренные, плохо владеющие русским языком или инвалиды, – которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную дошкольную организацию. Все они – Дети.
   Уже можно говорить, что переход к совместному обучению детей разных категорий в России имеет правовую основу. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Как и во многих прогрессивных законодательных актах, практически отсутствует механизм реализации, претворения их в жизнь. По этой же причине в обществе имеет место предвзятое отношение к инклюзивному образованию. В ряде случаев оно связано с материально-технической неподготовленностью учреждений системы образования к образованию в них детей с ОВЗ, для которых необходимы меньшие по наполняемости группы (от 5 до 12 человек), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат дошкольных образовательных организаций должен быть достаточно укомплектован высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в образовании и социальной интеграции детей с отклонениями в развитии, оптимальной реализации программ социально-психологического и медицинского сопровождения.
Таким образом, проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное – она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей.
   Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
1.Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных группах в ДОУ.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
   На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.
   Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ОВЗ рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных образовательных организациях, совместно с другими детьми. Основная задача в  этом направлении сформулирована еще Д.А. Медведевым, будучи на посту президента РФ:
«Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества». Эту же задачу поставила перед нами образовательная инициатива «Наша новая школа».
   Системное внедрение практики  инклюзивного образования происходит в России достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться. В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.
   В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.
   Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым  сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
   Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.
   Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса. На сегодняшний день инклюзивное образование в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
   Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-  2015 годы.
   В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и
  • подготовку педагогов,
  • изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки,
  • предоставление детям возможности обучаться по индивидуальным учебным планам.
   Реализация инклюзивного образования не возможно без своевременного принятия целого ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и функционирование инклюзивного дошкольного образования. Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.
   Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих  реализовать  разноуровневое обучение детей инклюзивных групп.  Педагог оказывается обезаружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения. В тоже время сам процесс  включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным,  как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Проблемы организации инклюзивного образования в современной дошкольной образовательной организации связаны в первую очередь с тем, что ДОО (как социальный институт) ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
   Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий  формирования индивидуального инклюзивного маршрута в дошкольной образовательной организации, которые  позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Библиографический список
1.    Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. – 2001.
2.    Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев. – М., 1997.
3.    Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. – СПб. – 1997.
4.    Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. – М., 1995.
5.    Ярская-Смирнова Е.Р., Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова. // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов, 2002.
6.    Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е.Р. Ярская-Смирнова. – Саратов, 2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А так можно передать свои эмоции

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^