Проект «День рождения куклы Маши»
сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в интеграции
с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»
в рамках ФГОС с детьми 3-4 лет
Авторы проекта: Бурляева Светлана Васильевна, Чич Наталия Петровна, воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида» № 230».
Вид: краткосрочный (пять дней)
Тип: ролево-игровой
Участники проекта: дети 3- 4 лет (вторая младшая группа), воспитатели.
Актуальность
В связи с введением новых федеральных государственных образова-тельных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации вопрос о развитии проектно-игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, средств развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация предметно-пространственной среды для развития проектно-игровой деятельности должна строиться таким образом, чтобы она стимулировала детей к исследованию и творчеству в совместной деятельности взрослых и детей.
Проблема
• Не все дети младшего дошкольного возраста могут самостоятельно от-крывать новые возможности игрового отражения мира.
• Недостаточный игровой опыт детей в младшем дошкольном возрасте.
• Дети проявляют малый творческий интерес в игре и игровом общении со сверстниками.
Цель проекта:
Создать условия для успешного развития детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру в соответствии с ФГОС.
Задачи:
Образовательные:
• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты);
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизировать желание детей искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• создать благоприятное эмоциональное благополучие детей через непо-средственное общение с каждым ребенком;
• побуждать детей поддерживать диалог с взрослыми, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками;
• способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
• формировать знания гостевого и столового этикета.
Развивающие:
Развивать
• навыки коммуникации в игровой деятельности;
• игровые умения (отражать в игре процессы причёсывания, переодевания куклы, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
• познавательные способности детей;
• связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи.
Воспитательные:
Воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми;
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- определение проблемы проекта;
- сбор информации, материала для реализации идеи;
- составление плана проекта;
- определение сроков реализации проекта.
- введение детей в проблемную игровую ситуацию;
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- организованная деятельность детей:
- лепка «Праздничный пирог»;
- коллективная работа – аппликация «Цветы в подарок для куклы Маши»;
- сервировка стола для чаепития;
- сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»;
- сюжетно-ролевая игра «День рожденья».
Заключительный этап проекта:
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта «День рождения куклы Маши» на педагогическом сове-те;
- видеофильм проекта «День рождения куклы Маши» на родительском собрании;
- оформление портфолио проекта «День рождения куклы Маши».
Предполагаем, что реализация данного проекта приведет к:
- обеспечению благоприятного эмоционального благополучия детей в группе, доставляя им радость и хорошее настроение;
- обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
- повышению уровня знаний гостевого этикета, коммуникативных навыков в игровой деятельности;
- развитию речи, умения взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре, продолжать действие, начатое партнером.
1 день. Создание игровой ситуации
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром зашла в группу и увидела грустную куклу Машу. Дети, как вы думаете, почему кукла Маша грустная?
Фиксация затруднения в деятельности детей.
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается у неё скоро день рождения, и она хочет, чтобы это был настоящий праздник. Ребята, вы хотите помочь кукле Маше устроить день рождение?
Ответы детей.
Воспитатель и ребята обсуждают, что они подарят кукле Маше, чем порадуют её.
Ответы детей:
1. Нарядить куклу Машу в праздничное платье, бусы;
2. Испечь торт, пирог, пирожки;
3. Накрыть на стол;
4. Подарить цветы, сделанные своими руками из цветной бумаги, платочек, флажок;
5. Спеть песню, прочитать стихи;
6. Пригласить другие игрушки;
7. Надуть воздушные шары;
8. Подарить мыльные пузыри.
Воспитатель: Что такое день рождения?
Я отвечу без сомнения:
День подарков, пирогов,
День улыбок и цветов!
2 день. Расширение представления об изготовлении подарков
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем подарки для куклы Маши.
Дети вместе с воспитателем изготавливают бусы для куклы Маши, выкладывая на фланелеграфе цветные геометрические фигуры, нанизывая на нить бусины, собирают поздравительные открытки из разрезных картинок.
Воспитатель: Катя, из каких геометрических фигур ты выложила бусы?
Ответы детей: Я выложила свои бусы из треугольников, квадратов.
Воспитатель: Какого цвета у тебя треугольники?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: А какого цвета квадраты?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Для выкладывания твоих бус, Матвей, какие геометрические фигуры ты использовал?
Ответы детей: Для моих бус мне понадобились: прямоугольник, шестиугольник, круг.
3 день. Печём праздничный пирог
Кукла Маша сидит на троне именинника.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас будем лепить пирожки для куклы Маши.
Воспитатель: Алина, ты с чем будешь лепить пирожки?
Ответы детей: Я буду лепить пирожки с повидлом.
А я буду лепить с яйцом и луком.
Воспитатель показывает, как лепить пирожок.
Воспитатель: Ой, а куда же мне положить пирожки?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, сюда можно пирожки положить! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.
Воспитатель: Ребята, а теперь лепим пирожки и кладём их на противень. Как много пирожков получилось!
Воспитатель: У нас осталось еще место, давайте еще пи¬рог сделаем. Дети, кто мне поможет?
Воспитатель вместе с детьми печёт пирог, приговаривая:
Уж я Машеньке пирог испеку,
Уж я куколке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая...
(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку».)
Воспитатель: Не оста¬лось ни одного свободного места. Надо в ду¬ховку пирожки поставить, пусть пекутся. Дима, включай плиту, а я поставлю пирожки в духовку.
Воспитатель: Пока они пекутся, можно и отдохнуть, по¬играть немножко.
Музыкальная подвижная игра «Бубен и колокольчик».
Воспитатель: Хорошо поиграли. Ой, а как там наши пирожки? Как вкусно пахнет, ароматно. Алина, посмотри, пирожки уже зарумянились?
Алина: Конечно, они готовы.
Воспитатель: Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо!
Воспитатель берёт прихватку и достаёт «горячие» пирожки из духовки.
Воспитатель: Маша!
Вот тебе угощенье наше.
Этот пирог от нас прими,
К чаю всех гостей зови.
Воспитатель: Ребята, вот у нас какие пирожки получились, кукле Маше очень нравятся. Давайте поставим противень на стол остывать.
Воспитатель и дети после работы убирают со стола принадлежности для лепки.
4 день. Накануне праздника
Воспитатель вместе с детьми изготавливает из цветной бумаги и картона цветы и вазу, чтобы украсить праздничный стол.
Воспитатель предлагает детям помочь Маше красиво накрыть стол для гостей, погладить кукле Маше платье, нарядить её. На троне именинника сидит в нарядном платье кукла Маша.
Воспитатель: Дети, кукла Маша хочет на праздник сделать красивую причёску. Андрюша, ты хочешь быть парикмахером? Причеши куклу красиво. Теперь давай подстрижём нашей кукле чёлку. Вот так. И сзади тоже подстрижём волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы постригли волосы, для этого ещё раз причешем ее.
Потешка: «Расти, коса».
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель: А сейчас можно и шляпку на неё надеть.
Воспитатель: Какая красивая у нас Маша! Вот и всё готово ко дню рождения. Можно и гостей звать.
5 день. Представление продукта деятельности
Нарядные дети и воспитатель заходят в группу. Здороваются с куклой Ма-шей, поют песню «День рождения» (муз В. Герчик, слова Н.Френкель), вру-чают ей подарки.
Чей, чей, чей, чей,
Чей сегодня день рожденья?
Кто, кто, кто, кто
Принимает поздравленья?
Кто получит от ребят
И игрушки, и подарки?
У кого глаза блестят,
На щеках румянец яркий?
Все, все, все, все,
Все мы Машу поздравляем!
С ней, с ней, с ней, с ней
Веселимся и играем.
Воспитатель: Именинница, вниманье!
Сообщить рада я
Тебя сейчас хотят поздравить
Твои лучшие друзья.
Дети произносят пожелания. Кукла Маша приглашает детей к столу.
Воспитатель: Ребята, кукле Маше очень нравиться слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей, пожалуйста, стихотворения.
Дети читают стихотворения А. Барто «Игрушки» («Самолёт», «Зайка», «Таня», «Мишка»)
Дети: А теперь подарим танец,
Музыка, играй скорей.
Пусть приятней станет Маше
И конечно веселей.
Танец в подарок кукле Маше «Секрет».
Воспитатель: Ребята, какой веселый день рождения получился у Маши. Она благодарит нас за отличный праздник. Мы так весело провели с вами время. Но нам пора прощаться с куклой Машей, пусть она отдыхает.
Когда все гости разойдутся, воспитатель просит 2 детей помочь кукле Маше убрать со стола.
Список литературы:
1. Абдулова Т. Игра: её развитие на современном этапе. Дошкольное воспитание, №8/2008.
2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Проект
«У нас гости» сюжетно-ролевой игры с элементами творчества
в интеграции образовательной областью
в интеграции образовательной областью
«Социально-коммуникативное развитие» с детьми средней группы
Автор проекта: Бурляева Светлана Васильевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида» № 230»
Тип проекта: ролево-игровой.
Продолжительность: краткосрочный проект 1,5 недели.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, воспитатель, младший
воспитатель.
Цель проекта
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
- создать благоприятное эмоциональное благополучие детей через непосредственное общение с каждым ребенком;
- способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
- побуждать детей поддерживать диалог с взрослыми, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;
- формировать знания гостевого и столового этикета.
Развивающие:
Развивать
- навыки коммуникации в игровой деятельности;
- связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи;
- умения взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре;
- у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
- умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Воспитательные:
Воспитывать
- чувства внимательного, заботливого отношения к сверстникам и взрослым;
- вежливость, уступчивость, благодарность.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- обдумывание идеи проекта;
- сбор информации, материала для реализации идеи.
- составление плана проекта;
- определение сроков реализации проекта.
Практический этап проекта:
Проведение занятий с детьми:
- лепка «Угощение»;
- аппликация «Подарок для гостей», коллективная работа;
- обучающая сюжетно-дидактическая игра «Сервировка стола для чаепития»;
- драматизация сказки «Репка».
Заключительный этап проекта:
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта «У нас гости» на педагогическом совете;
- оформление портфолио проекта «У нас гости».
Ожидаемый результат
Предполагаю, что реализация данного проекта приведет к:
- обеспечению благоприятного эмоционального благополучия детей в группе, доставляя им радость и хорошее настроение;
- обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
- повышению уровня знаний гостевого и столового этикета, коммуникативных навыков в игровой деятельности;
- развитию речи, умения взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре;
- повышению интереса к театрально-игровой деятельности.
Практическая деятельность воспитателя с детьми
1 день «Приглашаем в гости к нам!»
Дети с воспитателем играют в настольную игру, и вдруг звонит сотовый телефон. Воспитатель с кем-то разговаривает по телефону.
Воспитатель: Здравствуйте! Да, это детский сад, средняя группа. Это замечательно, что Ваша внучка скоро пойдет в детский сад. Татьяна Ивановна, я Вас поняла и перезвоню Вам через несколько минут.
Воспитатель: Ребята, сейчас я разговаривала по телефону с Татьяной Ивановной. Её внучка Катюша скоро пойдет в детский сад. И им очень хочется посмотреть, как живут дети в нашем детском саду, чем занимаются. Вы хотите, чтобы Татьяна Ивановна и Катюша пришли к нам в гости?
Ответы детей: Да, очень хотим.
Воспитатель перезванивает Татьяне Ивановне и приглашает бабушку с внучкой в гости.
Воспитатель: Татьяна Ивановна, дети нашей группы приглашают Вас с Катюшей к нам в гости. До свидания, ждем вас.
Воспитатель: Ребята, мы пригласили Татьяну Ивановну и Катюшу к нам в гости.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что нужно делать, если к нам скоро придут гости? (Фиксация затруднения в деятельности детей).
Ответы детей: Приготовить угощения и торт, накрыть стол, красиво одеться…
Воспитатель с детьми договариваются навести порядок в кукольной комнате (протереть полки, красиво расставить игрушки), пропылесосить, испечь угощения, накрыть стол, изготовить подарок на память, самим нарядиться.
Воспитатель: Мы с вами вспомнили всё, что необходимо сделать для встречи гостей. И с завтрашнего дня начнем готовиться к приходу Татьяна Ивановны и Катюши.
2 день «Ждем гостей»
Создание игровой ситуации
Воспитатель: Ребята, вы не забыли, что у нас скоро будут гости?
Ответы детей: Нет, не забыли. Мы их ждем.
Воспитатель: Как вы думаете, с чего же нам начать?
(Фиксация затруднения в деятельности детей).
Ответы детей: Сначала нужно навести порядок в кукольной комнате, и приготовить угощения.
Воспитатель: Начнем с генеральной уборки. Вы согласны?
Ответы детей: Да.
Воспитатель дает поручения детям (пропылесосить, расставить игрушки на полки, выстирать, выгладить и аккуратно сложить кукольную одежду; заправить кроватку). Хвалит детей.
3 день «Угощение для гостей»
Создание игровой ситуации
Воспитатель: Ребята, как вчера мы с вами замечательно поработали, какой порядок у нас! Расскажите, пожалуйста, что каждый из вас вчера делал.
Ответы детей: Я вчера пылесосила. А я расставлял машинки…
Воспитатель: Чем же мы займемся сегодня?
Ответы детей: Мы же собирались приготовить угощение для гостей!
Воспитатель: Да, сегодня будем готовить угощение для наших гостей. Что же можно им приготовить?
Ответы детей: Можно испечь торт. А можно испечь пирожки.
Воспитатель с детьми из соленого теста лепят бублики, пирожки, булочки и раскладывают на противень.
Воспитатель: А теперь наши пирожки, булочки да бублики нужно поставить в «духовку», что бы они хорошенько подрумянились. А пока наведем порядок.
Воспитатель с детьми убирают принадлежности для лепки.
Воспитатель: Ой, как замечательно пахнет у нас в группе! Какой аромат
от наших булочек! Посмотрим, готовы ли они.
Воспитатель надевает варежки-прихватки, открывает духовку.
Воспитатель: Ох, как горячо! Осторожно! Какие замечательные пирожки получились! А как хорошо подрумянились булочки и бублики! Вам нравится?
Ответы детей: Да, очень!
Воспитатель: Пусть они немного остынут, и потом их переложим на тарелку. И так, что мы с вами сделали к приходу наших гостей?
Ответы детей: Мы убрали в кукольной комнате, пропылесосили, расставили на полках игрушки, сложили кукольную одежду. А еще мы испекли пирожки, булочки и бублики.
Воспитатель: Правильно, мы навели порядок в группе, напекли угощения. А что же мы еще не сделали?
Ответы детей: Нам надо приготовить подарок.
Воспитатель: Правильно, мы не приготовили подарок. Но лучший подарок тот, который сделан своими руками. Что же мы можем сделать?
Ответы детей: Я могу нарисовать рисунок. А я могу слепить…
Воспитатель: Замечательно! Но, мне кажется, что если будет так много подарков, то Татяне Ивановне будет тяжело их нести. Что же мы можем сделать?
(Фиксация затруднения в деятельности детей).
Ответы детей: Подарим мой подарок…
Воспитатель: Но ведь все хотят сделать подарок. Как же нам быть?
Ответы детей: Сделаем что-нибудь все вместе.
Воспитатель с детьми договариваются сделать коллективную работу – аппликацию (символ группы – радуга, солнце, облака, полянка с цветами).
Воспитатель: Дети, завтра мы с вами будем готовить подарок для Татьяны Ивановны и ее внучки Катюши. А сейчас наши пирожки да бублики немного остыли. Теперь их можно переложить на тарелку.
Воспитатель с детьми аккуратно перекладывают все на тарелку.
4 день «Изготовление подарка для гостей»
Создание игровой ситуации.
Воспитатель раскладывает на столе все, что необходимо для аппликации.
Воспитатель: Ребята, вы помните, о чем мы вчера с вами договаривались?
Ответы детей: Да. Мы все вместе будем делать аппликацию.
Воспитатель: Я все приготовила для аппликации. Мы можем ею заняться.
Во время работы воспитатель беседует с детьми (какого цвета, размера солнышко, полянка, цветы, что расположено рядом и т.д.). После окончания работы воспитатель с детьми рассматривают готовую работу, хвалит.
Воспитатель: Ребята, вот теперь у нас все готово. Завтра у нас будут гости, и мы должны быть нарядными.
Воспитатель обсуждает с детьми, какие наряды они наденут для встречи гостей.
5 день «У нас гости»
Создание игровой ситуации.
Воспитатель: Ребята, расскажите, все ли готово к приходу наших гостей.
Ответы детей: Все. Мы навели порядок в группе. Приготовили подарок и угощение.
Воспитатель: Я вижу, что вы сами сегодня все пришли красивые, нарядные. Осталось только накрыть стол для чаепития. Что нам для этого нужно?
Ответы детей: Скатерть, чашки, блюдца…
Воспитатель с детьми сервируют стол для чаепития.
Воспитатель (смотрит на часы) Какие мы молодцы, мы все успели!
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, в ходит Татьяна Ивановна с внучкой Катюшей.
Воспитатель: Здравствуйте!
Арина Ивановна: Здравствуйте! Мы не ошиблись, это средняя группа?
Ответы детей: Здравствуйте! Вы не ошиблись.
Воспитатель: Проходите, пожалуйста, мы вас ждем.
Арина Ивановна: Моя внучка скоро пойдет в детский сад. И нам очень интересно узнать, как живут дети в детском саду и чем занимаются.
Воспитатель: Мы вам все расскажем и покажем. Но вначале нам нужно познакомиться. Поможет нам в этом игра «В нашей группе». Ребята становитесь в кружок и приглашайте гостей.
Татьяна Ивановна с внучкой Катюшей становятся в круг, дети называют себя по имени, потом представляется воспитатель, гости.
Воспитатель: Ребята, покажите, пожалуйста, нашу группу и расскажите, чем мы занимаемся в детском саду.
Беседа Татьяны Ивановны и Катюши с детьми и воспитателем. Гости ходят по группе, все рассматривают, в конце подходят к театру.
Воспитатель: Татьяна Ивановна, дети нашей группы очень любят играть в театр. Ребята, давайте покажем сказку «Репка» нашим гостям.
Воспитатель распределяет роли, надевает шапочки, приглашает остальных детей и гостей быть зрителями. Драматизация сказки «Репка»
Татьяна Ивановна: Спасибо большое! Вы настоящие артисты! Нам так понравилось в вашем детском саду.
Воспитатель: Мы испекли угощение и приглашаем вас на чаепитие.
Все садятся пить чай, беседуют, хвалят чай и угощение.
Арина Ивановна: Спасибо большое за угощение, но нам пора домой.
Воспитатель: Татьяна Ивановна, ребята для вас приготовили подарок.
Дети вручают Татьяне Ивановне и Катюши подарок и рассказывают, что изображено на аппликации.
Татьяна Ивановна: Спасибо. Как красиво! Мы повесим ваш подарок в Катюшиной комнате. Моей внучке очень у вас понравилось. Она обязательно придет в ваш детский сад. До свидания!
Дети и воспитатель прощаются с гостями.
Список литературы:
1.Абдулова Т. Игра: её развитие на современном этапе. Дошкольное воспитание, №8/2008.
2.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3.Меркулова Т.В., Дубинина Е.А., Котова Т.А. и др. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика». Школьная пресса, 2010.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997.
5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4.
6.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
7. http://festival.1september.ru/articles/584614/
Инновационный проект
в области здоровосбережения с детьми 4-5 лет
"Здоровый малыш"
"Здоровый малыш"
Информационная карта проекта
Тема проекта «Здоровый малыш!»
Авторы проекта
Чич Наталия Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».
Бурляева Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».
Критерии оценивания результатов
- Мониторинг детей и анкетирование родителей.
Тип проекта
- Информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта
- Групповой
Продолжительность проекта
- Средней продолжительности (4 месяцев).
Участники проекта
- Дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Проблема проекта
- Проблема интереса у детей к компонентам здорового образа жизни и ухода за своим телом.
- Недостаточный уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.
Цель
- Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей.
Задачи проекта
- Создать содержательную здоровосберегающую среду в группе.
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
- Развивать у детей умение находить нужную информацию и объединять полученные сведения для решения данной проблемы.
- Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах здорового образа жизни.
Гипотеза
В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Применение полученных валеологических знаний поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта
- Организация содержательной здоровьесберегающей и развивающей среды в группе.
- Сформированность навыков здорового образа жизни у детей и родителей.
- Повышение интереса и уровня педагогической культуры родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.
- Презентация проекта в детском саду.
Реальные результаты
- Создана содержательная здоровосберегающая среда в группе.
- Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
- Повысился уровень педагогической культуры у родителей в вопросах здорового образа жизни.
Предварительная работа
- Изучили методическую, научно-популярную и художественную литературу.
- Подобрали иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
- Создали картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме проекта.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадости, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Аннотация к проекту
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:
1) Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2) Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
3) Организация оздоровительной работы.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. И нет задачи более сложной и важной, чем вырастить здорового ребенка, привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь. Охрану же здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Сущность проекта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.
Представленный проект с использованием разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. А также подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.
Актуальность
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Как говорит статистика, в последние годы заметна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Это создает необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить данную ситуацию.
Формирование и воспитание у детей осознанного отношения к себе, к своему здоровью – важная задача для взрослых. Но решить эту проблему только воспитателям или только медикам не под силу. Поэтому необходимо объединение усилий семьи, воспитателей, медицинских работников и самого ребенка в борьбе за здоровье. Детский сад – это-то место, где любая деятельность способствует воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья
Дошкольный возраст является решающим в формировании основы физического и психического здоровья. Ведь именно в это время человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни, именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. И очень важно на этом этапе дать начальные знания и сформировать практические навыки здорового образа жизни ребенка. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий
Проект состоит из этапов, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
I. Этап подготовительный
1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии.
|
2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
|
Диагностика культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста.
|
II. Этап практический
3. Создание условий и оформление необходимого материала.
|
4. Включение методик в педагогический процесс.
|
III. Этап аналитический
5. Анализ результатов использования.
|
Диагностика культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста.
|
6. Показ результатов.
|
Открытые мероприятия.
|
Презентация для педагогов и родителей.
|
Наглядный материал.
|
Анкетирование родителей.
|
Планирование работы
Этапы работы
|
Виды деятельности
|
Сроки
|
1 этап
Подготовительный
|
Дидактическое и методическое оснащение проекта.
Консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.
Анкетирование родителей.
Мониторинг детей.
|
Сентябрь
|
2 этап
Практический
|
Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение специалистов к работе по реализации проекта.
Мероприятия с родителями.
|
Октябрь
Ноябрь
|
3 этап
Аналитический
|
Мониторинг детей.
Анкетирование родителей.
Анализ полученных результатов. Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
Рекомендации родителям.
Презентация проекта в детском саду.
|
Декабрь
|
Этапы реализации
Этапы
|
Виды деятельности
|
Сроки
|
I этап
Подготовительный
|
1.Анкетирование родителей «О здоровье детей».
Цель
2.Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье».
Цель
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, сказки К.И.Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
3. Информационное обеспечение.
Цель
Сбор информации на основе анкетирования, мониторинга.
- оформление фотовыставок;
- папок – передвижек;
- составление памяток.
4.Методическое обеспечение
5. Консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта «Здоровый малыш!»
|
сентябрь
|
II - этап
Практический
|
I. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Цель
· Становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
1. Музыкотерапия (утренний приём, возвращение с прогулки, засыпание и пробуждение).
Цель
Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
2. Гимнастика после сна
Форма проведения:
Закаливание водой:
· мытье рук по локоть и умывание в течение дня проточной водой.
3. Динамические паузы
· Проводится во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
4. Гимнастика для глаз
Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
5. Пальчиковая гимнастика
Гимнастика пальчиковая проводится индивидуально или с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.
6. Физкультурно-оздоровительные технологии
Цель
6.2 Упражнения для формирования и коррекции правильной осанки
6.3 Прогулка (динамическая минутка, индивидуальная работа по развитию движений, игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности).
6.4 Дыхательная гимнастика
Схема освоения дыхательной гимнастики
А.Н.Стрельниковой с детьми 4-5 лет.
Цель:
· Познакомить с последовательностью выполнения упражнений основного комплекса.
Гимнастику всегда нужно начинать именно с безобидных разминочных упражнений: «Ладошки» и «Погончики». На первом занятии обязательно надо освоить три первых упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос». В течение первой недели упражнения выполнять один – два раза в день, длительность 8 – 10 минут. На следующей неделе добавить к этим трем упражнениям еще одно и выполнять, упражнения начиная с первого: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка». И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавлять одно новое.
II.Cамостоятельная и совместная деятельность со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей
2.1 Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет посредством валеологии.
Беседы:
Тема «Чтобы быть здоровым»
Цель
Тема « Почему нужно мыть руки и чистить зубы»
Цель
Тема «Кто я? Тело человека»
Цель
· Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
Практические упражнения:
Тема «Мои добрые помощники. Глаза»
Цель
2.2 Для реализации поставленных задач были использованы методические приемы:
Сюжетно-ролевые:
Дидактические игры:
Подвижные игры:
Психогимнастика:
Пальчиковая гимнастика:
Дыхательная гимнастика:
«Косим траву», «Часики», «Каша кипит», «Паровозик», «Дудочка», «Петушок», «Аист», «Дровосек», «Шагом марш!», «Гуси летят»,
«Мельница» и другие;
Гимнастика для глаз:
«Анютины глазки», «Радуга», «Пчела», «Маленькая птичка», «Кит», «Лиса», «Слон», «Заяц белый»;
Физкультминутки:
«Вместе по лесу идём», «Будем прыгать и скакать!», «Девочки и мальчики», «Нам сегодня не до скуки», «Кошка», «Буратино», «Я нашла жука»;
2.3 Формы работы:
2.4 Работа с детьми
Развивающие занятия на темы:
Работа с родителями
Консультации для родителей:
Наглядная информация для родителей:
|
октябрь
ноябрь
|
III – этап
|
1.Мониторинг детей и анкетирование родителей.
3.Презентация проекта на педагогическом совете.
4. Презентация проекта на родительском собрании.
5. Оформление фотогазеты.
6. Открытые показы для педагогов и родителей.
|
декабрь
|
Проекты - это всегда что-то новое и интересное для детворы, с нетерпением ждем репортаж о проекте "Тропинки"
ОтветитьУдалитьПроекты понравились, они объединяют разные виды деятельности детей, хотелось бы еще привлечения родителей в проект
ОтветитьУдалить