Этот конспект в сентябре 2013г. был отправлен
на II Всероссийский конкурс конспектов
непосредственно-образовательной деятельности
"Воспитатель-профессионал".
Через несколько дней мы с вами узнаем результат этого конкурса. А сейчас прошу вас оценить эту работу.
Аннотация к конспекту
"Путешествие в страну Эрудитов"
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные – творческие способности детей, которые позволяют легко освоить новое."Путешествие в страну Эрудитов"
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Для реализации содержания познавательно-математической деятельности детей старшего дошкольного возраста я учитывала следующие принципы построения образовательного процесса:
- вариативность педагогического процесса;
- ндивидуализация воспитания;
- при организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей.
Для реализации содержания познавательно-математической деятельности созданы максимально благоприятные условия для развивающего обучения всех детей вне зависимости от одаренности, при формировании которых используются следующие технологии:
- развивающего обучения (логические задачи на поиск признаков отличия одной группы фигур от другой путём зрительного и мысленного анализа);
- информационного обучения (ведущая роль педагога, информация о российских шахматистах, названия шахматных фигур, правила шахматных ходов);
- игрового обучения (сотрудничество с взрослым)-коммуникативного обучения;
- проблемного обучения (фиксация затруднения в деятельности детей).
- использование учебно-методического комплекта в формате мультимедийной презентации « Российские шахматисты» (чемпионы мира Г.К.Каспаров, А.Е.Карпов.шахматисты, шахматы, шахматная доска, Л.Эйлер).
В конце занятия подводится итог для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа: Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? При этом обеспечивается естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
«Познание», «Социализация», «Коммуникация»
Тема «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию
«Познание», «Социализация», «Коммуникация»
Тема «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию
Цель
Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
• Познакомить с графическим обозначением классификационных отношений с помощью классификационного древа.
• Уточнить названия шахматных фигур, правила шахматных ходов.
• Углубить представление о классифицировании геометрических фигур по двум свойствам.
• Закрепить умения определять прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду.
Развивающие:
Развивать:
• умения решать логические задачи на поиск признаков отличия одной группы фигур от другой путём зрительного и мысленного анализа;
• конструктивные способности, умение составить из частей целое;
• любознательность, смекалку, познавательные и творческие способности детей;
Воспитательные:
• Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, чувства коллективизма для достижения общей цели.
• Воспитывать самостоятельность, умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его.
Материал
Демонстрационный
• волчок;
• указка;
• круги Эйлера с геометрическими фигурами;
• модель в форме классификационного древа;
• учебно-методический комплект в формате мультимедийной презентации «Российские шахматисты».
Раздаточный:
• листы в клетку с проставленными цветными точками;
• простые карандаши;
• цветные фломастеры;
• графическая модель в виде числовой оси с проставленными цифрами от 0 до 10;
• модель в форме классификационного древа;
• разрезные геометрические фигуры;
• набор цифр до 10;
• числовые карточки;
• игры-головоломки «Колумбовое яйцо», «Сфинкс», «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Головоломка – мозаика».
Предварительная работа
• Разучивание стихотворения «Гимн Эрудитов».
• Игра в шахматы.
• Развивающие игры-головоломки «Колумбовое яйцо», «Сфинкс», «Танграм», «Головоломка Пифагора», Головоломка – мозаика.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
Дети: Доброе утро!
1 ребёнок: Всем кто проснулся!!!
2 ребёнок: Всем, кто родным своим улыбнулся,
3 ребёнок: Всем, кто готов заниматься делами
4 ребёнок: Или же просто общаться с друзьями!
5 ребёнок: Пусть этот день будет лучше, чем прежний
6 ребёнок: Может, подарит кому-то надежду,
7 ребёнок: Может желанье исполнит любое,
Все дети: Счастья, удачи, добра и покоя!
Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие Эрудитов. Как вы думаете кто такие Эрудиты?
Ответы детей: Умные, активные, классные, мобильные.
Воспитатель: Эрудиты - это образованные люди. Они прочитали много-много книг и обладают глубокими познаниями во многих областях науки, истории, географии, литературы.
Воспитатель: Как мы назовём нашу дружную команду?
Ответы детей: «Умники и умницы», «Знатоки».
Воспитатель: Чтобы путешествие прошло отлично, исполним гимн нашей команды:
Дети: Если любишь «голову ломать»,
Эрудицию свою проявлять,
Если хочешь ум свой развивать
Или память потренировать,
Если нравится тебе в игры умные играть –
Значит, запросто ты сможешь все заданья разгадать!
Воспитатель: Дорогие Эрудиты! Впереди много заданий. И за каждое задание вы будете получать букву. А в конце путешествия мы попробуем из этих букв составить слово, которое будет характеризовать наши качества.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?
Ответы детей: Да мы трудностей не боимся, и смело отправляемся в путь!
Воспитатель предлагает детям запустить волчок для определения страны эрудитов.
Воспитатель: Дети, мы попали с вами в необыкновенную страну Шахмат.
Воспитатель: Ребята, каких знаменитых шахматистов вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Анатолий Евгеньевич Карпов, Гари Кимович Каспаров – это знаменитые российские шахматисты, чемпионы мира. Это особые гении,
которым полет фантазии, настойчивость и мастерство точности свойственны не меньше, чем математикам, поэтам и композиторам.
Показ слайда №1.
Российские шахматисты, чемпионы мира Г.К.Каспаров, А.Е.Карпов.
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки. Слушайте их внимательно. На каких полях ничего не растет?
Ответы детей: На шахматных полях.
Воспитатель: Из каких досок не строят теремок?
Ответы детей: Из шахматных досок.
Воспитатель: В каких клетках не держат зверей?
Ответы детей: В шахматных клетках.
Воспитатель: Какой формы шахматная доска?
Ответы детей: Квадратной формы.
Воспитатель: Закончите строку:
Скоро бой.
И ждет войска
Деревянная…
Ответы детей: Доска.
Воспитатель: Вы порадовали меня правильными ответами, и за это шахматисты дают вам первую букву «У».
Показ слайда № 2.
Шахматная доска.
Воспитатель: История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии много тысяч лет тому назад. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры. В настоящее время шахматы стали одним из видов спорта во всём мире, но это не мешает миллионам людей играть в шахматы просто так, находя радость в игре.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, назовите шахматные фигуры.
Ответы детей: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка.
Показ слайда № 3.
Шахматные фигуры.
Воспитатель:
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король -
Его хранит отряд.
Воспитатель: Для того чтобы хорошо научиться играть в шахматы, нужно знать правила. И сегодня мы повторим, как ходит конь.
Шахматный диктант:
Воспитатель: От синей точки 2 клеточки вверх – одну в сторону вправо;
От красной точки 1 клеточку вправо – 2 клеточки вниз;
От оранжевой точки 2 клеточки вниз – одну влево.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили, как ходит шахматная фигура – конь.
Воспитатель: А сейчас, пожалуйста, выполните следующее задание:
От чёрной точки две клеточки вверх.
Воспитатель: Какая шахматная фигура может начать свой первый ход таким образом.
Ответы детей: Пешка.
Воспитатель: Хорошо справились с заданием. Постарались. За это шахматисты дарят вам букву «М».
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в другую страну.
Воспитатель крутит волчок для определения следующей страны.
Воспитатель: Эта страна называется Круги Эйлера. Ребята, а почему круги так называются – круги Эйлера?
Ответы детей: Потому, что он их придумал.
Чтобы все знали, что это его открытие, и благодарили его.
Чтобы о нём помнили.
Показ слада №4.
Леонардо Эйлер.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать о Леонардо Эйлере. Это — великий математик. Эйлер принадлежит к числу гениев, его творчество стало достоянием всего человечества. Он оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии. Одна из отличительных сторон творчества Эйлера – его исключительная продуктивность, трудоспособность.
Воспитатель: А теперь следующее задание для Эрудитов. Перед вами круги Эйлера. Нужно найти лишнюю фигуру.
Воспитатель: Какие фигуры расположены в красном круге, но вне зелёного круга?
Ответы детей: В красном круге, но вне зелёного круга – все красные фигуры.
Воспитатель: В зелёном круге, но вне красного круга?
Ответы детей: В зелёном круге, но вне красного круга – все круглые фигуры.
Воспитатель: Какие фигуры расположены в области пересечения двух кругов?
Ответы детей: В области пересечения двух кругов Эйлера расположены фигуры, обладающие двумя общими признаками.
Воспитатель: Какими двумя общими признаками обладают фигуры, расположенные в области пересечения двух кругов Эйлера?
Ответы детей: Фигуры имеют красный цвет и круглую форму.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат вне кругов?
Ответы детей: Вне кругов Эйлера расположены все фигуры – не красные и не круглые: синие, жёлтые, зелёные, треугольные, квадратные.
Воспитатель: Ребята, какая фигура лишняя?
Ответы детей: Жёлтый треугольник.
Воспитатель: Куда мы расположим желтый треугольник?
Ответы детей: Жёлтый треугольник мы расположим вне кругов.
Воспитатель: Ребята посчитайте, пожалуйста, сколько кружков расположено в зелёном круге Эйлера, но вне красного круга.
Ответы детей: В зелёном круге Эйлера, но вне красного круга расположено 7 кружков.
Воспитатель: Отметьте на графической оси количество кружков находящиеся в зеленом круге Эйлера.
Ось.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Воспитатель: Посчитайте теперь количество квадратов в красном круге Эйлера, но вне зелёного круга. Сколько у вас получилось квадратов?
Ответы детей: 6 квадратов.
Воспитатель: Отметьте количество квадратов на графической оси.
Дети считают количество кружков, отмечая их на оси дугой, а также ставят букву К (кружки), а так же считают и отмечают квадраты на оси, ставят буквы КВ (квадраты). Сравнивают количество полученных кружков и квадратов.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, больше кружков или квадратов?
Ответы детей: Кружков больше, чем квадратов.
Воспитатель: На сколько кружков больше?
Ответы детей: Кружков больше на один, чем квадратов.
Воспитатель: А квадратов больше или меньше, чем кружков?
Ответы детей: Квадратов меньше, чем кружков на один.
Воспитатель: Хорошо справились с заданием. За это я вам дарю следующую букву «Н».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вас познакомлю с графическим обозначением классификационных отношений с помощью классификационного древа.
Воспитатель показывает детям модель в форме классификационного древа. На этой модели точки обозначают слова, а прямоугольники – это домики для карточек.
Модель в форме классификационного древа
1домик - геометрические фигуры, имеющие 4 угла;
2 домик - геометрические фигуры, имеющие три угла;
3домик - все геометрические фигуры, не имеющие углов.
Воспитатель демонстрирует принцип построения классификационного древа: строится модель от видовых отношений к родовому понятию. Воспитатель вместе с детьми распределяет карточки с условным обозначением понятия «геометрические фигуры» и изображением видов геометрических фигур.
Воспитатель: А теперь вы с помощью модели классификационного древа распределите свои геометрические фигуры.
Воспитатель: Вы и с этими заданиями справились. За правильно выполненное задание, я даю вам букву «И».
Физкультминутка
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Подтянитесь на носках
Столько раз,
Ровно столько сколько пальцев
На руках у вас!
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Воспитатель крутит волчок для определения следующей страны для Эрудитов.
Воспитатель: Мы попали в ещё одну страну. Это - страна Головоломок. Как вы думаете, почему она так названа?
Ответы детей: Там живут головоломки.
Воспитатель: Ребята, а какие головоломки вы знаете?
Ответы детей: Кубик Рубик, Змея, головоломка Светофор.
Воспитатель: Головоломка - это логическая задача, представленная в интересной игровой форме. Головоломки могут быть геометрические, оптические головоломки, математические головоломки, детские головоломки и прочие. Разгадывание головоломок - это не праздное времяпрепровождение, а очень эффективное саморазвитие и воспитание.
Воспитатель: В стране головоломок вам нужно выполнить задания.
Воспитатель читает логические задачи, а дети показывают цифры с ответом задач.
Воспитатель: Сколько хвостов у семи ослов?
Ответы детей: 7.
Воспитатель: Сколько носов у двух псов?
Ответ детей: 2.
Воспитатель: Сколько ушей у пяти малышей?
Ответы детей: 10.
Воспитатель: Сколько лап у двух лисят?
Ответы детей: 8.
Воспитатель: Сколько углов у двух домов?
Ответы детей: 8.
Воспитатель: Сколько колёс у машины?
Ответы детей: 4.
Воспитатель: На столе для вас лежат игры-головоломки «Колумбовое яйцо», «Сфинкс», «Танграм», «Головоломка Пифагора». Я предлагаю выбрать любую головоломку и сложить из неё картинку.
Воспитатель: Настя, что ты выложила?
Ответы детей: Лисёнка.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур ты выложила лисёнка?
Ответы детей: Я выложила своего лисёнка из треугольников, квадратов,
ромба.
Ответы детей: Для строительства моей машины мне понадобились: прямоугольник, два квадрата, четыре треугольника.
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились интересные и разные картинки. За это задание я вручаю вам букву «К».
Воспитатель: Со всеми заданиями вы справились. Но вот вам и последнее задание: «Жили – были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались.
Воспитатель предлагает детям указать стрелками порядковый счет от меньшего числа к большему числу.
Воспитатель: Дети, сосчитайте свой путь от меньшего числа к большему числу.
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, сосчитайте свой путь от большего числа к меньшему числу.
Ответы детей.
Воспитатель: Вот вы и выполнили задание, за которое я вам вручаю последнюю букву «И», а теперь прочитаем слово, которое у нас получилось – «УМНИКИ».
Подведение итогов Воспитатель: Что нового узнали сегодня на занятии?
Что не понравилось?
Что было самым интересным?
Воспитатель предлагает детям попрощаться с гостями.
Понравился конспект.Использую интересные моменты с детьми своей группы.Ждем новых работ.
ОтветитьУдалитьОчень рада, что у меня есть читатели, которые используют мои конспекты в своей работе!
ОтветитьУдалить