Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. (А. С. Макаренко)

Блог – призёр (третье место) муниципального конкурса "Лучший блогер - 2014"

воскресенье, 9 июня 2013 г.

Краткая аннотация и конспект "Путешествие в страну Эрудитов"


        Этот конспект в сентябре 2013г. был отправлен 
             на II Всероссийский конкурс конспектов  
    непосредственно-образовательной деятельности                  
                       "Воспитатель-профессионал".  
Через несколько дней мы с вами узнаем результат этого конкурса. А сейчас прошу вас оценить эту работу.
        
                 Аннотация к конспекту 
               "Путешествие в страну Эрудитов"
   В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные – творческие  способности детей, которые позволяют легко освоить новое.
    Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
    Для реализации содержания познавательно-математической деятельности детей старшего дошкольного возраста я учитывала следующие принципы построения образовательного процесса:
  • вариативность педагогического процесса;
  • ндивидуализация воспитания;
  • при организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей.
    В настоящее время воспитательный и образовательный процесс невозможно представить без использования современных технологий.
    Для реализации содержания познавательно-математической деятельности созданы максимально благоприятные условия для развивающего обучения всех детей вне зависимости от одаренности, при формировании которых используются следующие технологии:
- развивающего обучения (логические задачи на поиск признаков отличия одной группы фигур от другой путём зрительного и мысленного анализа);
- информационного обучения (ведущая роль педагога, информация о российских шахматистах, названия шахматных фигур, правила шахматных ходов);
- игрового обучения (сотрудничество с взрослым)-коммуникативного обучения;
- проблемного обучения (фиксация затруднения в деятельности детей).
- использование учебно-методического комплекта в формате мультимедийной презентации   « Российские шахматисты» (чемпионы мира Г.К.Каспаров, А.Е.Карпов.шахматисты, шахматы, шахматная доска, Л.Эйлер).
    В конце занятия подводится итог для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа: Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? При этом  обеспечивается естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими режимными моментами. 
 
                   Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
«Познание», «Социализация», «Коммуникация»

Тема  «Путешествие в страну Эрудитов»  по познавательно-математическому развитию
 
Цель
Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи
Образовательные:
•    Познакомить с графическим обозначением классификационных отношений с помощью классификационного древа.
•    Уточнить названия шахматных фигур, правила шахматных ходов.
•    Углубить представление о классифицировании геометрических фигур по двум свойствам.
•    Закрепить  умения определять прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду.
Развивающие:
Развивать:
•    умения решать логические задачи на поиск признаков отличия одной группы фигур от другой путём зрительного и мысленного анализа;
•     конструктивные способности, умение составить из частей целое;
•     любознательность, смекалку, познавательные и творческие способности детей;
Воспитательные:
•    Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, чувства коллективизма для достижения общей цели.
•    Воспитывать самостоятельность, умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его.

Материал
Демонстрационный
•    волчок;
•    указка;
•    круги Эйлера с геометрическими фигурами;
•    модель в форме классификационного древа;
•    учебно-методический комплект в формате мультимедийной презентации «Российские шахматисты».

Раздаточный:
•    листы в клетку с проставленными цветными точками;
•    простые карандаши;
•    цветные фломастеры;
•    графическая модель в виде числовой оси с проставленными цифрами от 0 до 10;
•    модель в форме классификационного древа;
•    разрезные геометрические фигуры;
•    набор цифр до 10;
•    числовые карточки;
•    игры-головоломки «Колумбовое яйцо», «Сфинкс», «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Головоломка – мозаика».

Предварительная работа     
•    Разучивание стихотворения «Гимн Эрудитов».
•    Игра в шахматы.
•    Развивающие игры-головоломки «Колумбовое яйцо», «Сфинкс», «Танграм», «Головоломка Пифагора», Головоломка – мозаика.

Организационный момент
                                                             
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
              Дети: Доброе утро!
     1 ребёнок: Всем кто проснулся!!!
     2 ребёнок: Всем, кто родным своим улыбнулся,
     3 ребёнок: Всем, кто готов заниматься делами
     4 ребёнок: Или же просто общаться с друзьями!
     5 ребёнок: Пусть этот день будет лучше, чем прежний
     6 ребёнок: Может, подарит кому-то надежду,
     7 ребёнок: Может желанье исполнит любое,
       Все дети: Счастья, удачи, добра и покоя!
Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие Эрудитов.  Как вы думаете кто такие Эрудиты?
Ответы детей: Умные, активные, классные, мобильные.
Воспитатель: Эрудиты - это образованные люди. Они прочитали много-много книг и обладают глубокими познаниями во многих областях науки, истории, географии, литературы.
Воспитатель: Как мы назовём нашу дружную команду?
Ответы детей: «Умники и умницы», «Знатоки».
Воспитатель: Чтобы путешествие прошло отлично, исполним гимн нашей команды:
Дети: Если любишь «голову ломать»,
           Эрудицию свою проявлять,
           Если хочешь ум свой развивать
           Или память потренировать,
           Если нравится тебе в игры умные играть –
           Значит, запросто ты сможешь все заданья разгадать!
Воспитатель: Дорогие Эрудиты! Впереди много заданий. И за каждое задание вы будете получать букву. А в конце путешествия мы попробуем  из этих букв составить слово, которое будет характеризовать  наши качества.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?
Ответы детей: Да мы трудностей не боимся, и смело отправляемся в путь!

Воспитатель предлагает детям запустить  волчок для определения страны эрудитов.

Воспитатель: Дети, мы попали с вами в необыкновенную страну  Шахмат.
Воспитатель: Ребята,  каких знаменитых шахматистов вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:  Анатолий Евгеньевич Карпов, Гари  Кимович Каспаров – это знаменитые российские шахматисты, чемпионы мира. Это особые гении,
которым полет фантазии, настойчивость и мастерство точности свойственны не меньше, чем математикам, поэтам и композиторам.

Показ слайда №1.
Российские шахматисты, чемпионы мира Г.К.Каспаров, А.Е.Карпов.

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки. Слушайте их внимательно.  На каких полях ничего не растет?
Ответы детей: На шахматных полях.
Воспитатель: Из каких досок не строят теремок?
Ответы детей: Из шахматных досок.
Воспитатель: В каких клетках не держат зверей?
Ответы детей: В шахматных клетках.
Воспитатель: Какой формы шахматная доска?
Ответы детей: Квадратной формы.
Воспитатель: Закончите строку:
                          Скоро бой.
                          И ждет войска
                          Деревянная…
Ответы детей: Доска.
Воспитатель: Вы порадовали меня правильными ответами, и за это шахматисты дают вам первую букву «У».

Показ слайда № 2.  
Шахматная доска.


Воспитатель: История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии много тысяч лет тому назад. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры. В настоящее время шахматы стали одним из видов спорта во всём мире, но это не мешает миллионам людей играть в шахматы просто так, находя радость в игре.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, назовите шахматные фигуры.
Ответы детей: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка.

Показ слайда  № 3.
Шахматные фигуры.


Воспитатель:
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король -
Его хранит отряд.
Воспитатель: Для того чтобы хорошо научиться играть в шахматы, нужно знать правила. И сегодня мы повторим,  как ходит конь. 

Шахматный диктант:

Воспитатель: От синей точки 2 клеточки вверх – одну в сторону вправо;
                          От красной точки  1 клеточку вправо – 2 клеточки  вниз;
                          От оранжевой точки 2 клеточки вниз – одну влево.
                           

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили, как ходит шахматная фигура – конь.
Воспитатель: А сейчас, пожалуйста, выполните следующее задание:
                         От чёрной точки две клеточки вверх.
Воспитатель: Какая шахматная фигура может начать свой первый ход таким образом.
Ответы детей: Пешка.
Воспитатель: Хорошо справились с  заданием. Постарались. За это  шахматисты дарят вам букву  «М».
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в другую страну.

Воспитатель крутит  волчок для определения следующей страны.

Воспитатель: Эта страна называется  Круги Эйлера. Ребята, а почему круги так называются – круги Эйлера?
Ответы детей: Потому, что он их придумал.
                           Чтобы все знали, что это его открытие, и благодарили его.
                           Чтобы о нём помнили.

Показ слада  №4.
Леонардо Эйлер.


Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать о Леонардо Эйлере. Это — великий математик. Эйлер принадлежит к числу гениев, его творчество стало достоянием всего человечества. Он оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии. Одна из отличительных сторон творчества Эйлера – его исключительная продуктивность, трудоспособность.

Воспитатель: А теперь следующее задание для Эрудитов. Перед вами круги Эйлера. Нужно найти лишнюю фигуру.


Воспитатель: Какие фигуры расположены в красном  круге, но вне зелёного круга?
Ответы детей: В красном круге, но вне зелёного круга – все красные фигуры.
Воспитатель:  В зелёном круге, но вне красного круга?
Ответы детей: В зелёном круге, но вне красного круга – все круглые фигуры.
Воспитатель: Какие фигуры расположены в области пересечения двух кругов?
Ответы детей: В области пересечения двух кругов Эйлера расположены фигуры, обладающие двумя общими признаками.
Воспитатель: Какими двумя общими признаками обладают фигуры, расположенные в области пересечения двух кругов Эйлера?
Ответы детей: Фигуры имеют красный цвет и  круглую форму.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат вне кругов?
Ответы детей: Вне кругов Эйлера расположены все фигуры – не красные и не круглые: синие, жёлтые, зелёные, треугольные,  квадратные.
Воспитатель: Ребята, какая фигура лишняя?
Ответы детей: Жёлтый треугольник.
Воспитатель: Куда мы расположим желтый треугольник?
Ответы детей: Жёлтый треугольник мы расположим вне кругов.
Воспитатель: Ребята посчитайте, пожалуйста, сколько кружков расположено в зелёном круге Эйлера, но вне красного круга.
Ответы детей: В зелёном круге Эйлера, но вне красного круга расположено 7  кружков.
Воспитатель: Отметьте на графической оси количество  кружков находящиеся в зеленом круге Эйлера.

Ось.

  0     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10


Воспитатель: Посчитайте теперь количество квадратов в красном круге Эйлера, но вне зелёного круга. Сколько у вас получилось квадратов?
Ответы детей: 6 квадратов.
Воспитатель: Отметьте количество квадратов на графической оси. 

Дети считают количество кружков, отмечая их на оси дугой, а также ставят букву К (кружки), а так же считают и отмечают квадраты  на оси, ставят буквы КВ (квадраты). Сравнивают количество полученных кружков и квадратов.

Воспитатель: Дети, как вы думаете,  больше кружков или квадратов?
Ответы детей: Кружков больше, чем квадратов.
Воспитатель: На сколько кружков больше?
Ответы детей: Кружков больше на один, чем квадратов.
Воспитатель: А квадратов больше или меньше, чем кружков?
Ответы детей: Квадратов меньше, чем кружков на один.
Воспитатель: Хорошо справились с заданием. За это я вам дарю следующую букву «Н».

Воспитатель: Ребята, сейчас я вас познакомлю с графическим обозначением классификационных отношений с помощью классификационного древа.

Воспитатель показывает детям модель в форме классификационного древа. На этой модели точки обозначают слова, а  прямоугольники – это домики для карточек.

                                   Модель в форме классификационного древа

                                               
1домик - геометрические фигуры, имеющие 4 угла;
2 домик - геометрические фигуры, имеющие три угла;
3домик - все  геометрические фигуры, не имеющие углов.

Воспитатель демонстрирует принцип построения классификационного древа: строится модель от видовых отношений к родовому понятию. Воспитатель вместе с детьми распределяет карточки с условным обозначением понятия «геометрические фигуры» и  изображением видов геометрических фигур.

Воспитатель: А  теперь вы с помощью модели классификационного древа  распределите свои геометрические фигуры.
Воспитатель: Вы и с этими заданиями справились. За правильно выполненное задание, я даю вам букву «И».

Физкультминутка

Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Подтянитесь на носках
Столько раз,
Ровно столько сколько пальцев
На руках у вас!
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.

 Воспитатель крутит  волчок для определения следующей страны для Эрудитов.


Воспитатель: Мы попали в ещё одну страну. Это -  страна Головоломок. Как вы думаете, почему она так названа?
Ответы детей: Там живут головоломки.
Воспитатель: Ребята, а какие головоломки вы знаете?
Ответы детей: Кубик Рубик, Змея, головоломка Светофор.
Воспитатель: Головоломка - это логическая задача, представленная в интересной игровой форме. Головоломки могут быть геометрические, оптические головоломки, математические головоломки, детские головоломки и прочие. Разгадывание головоломок - это не праздное времяпрепровождение, а очень эффективное саморазвитие и воспитание.
Воспитатель: В стране головоломок вам нужно выполнить задания.

Воспитатель читает логические задачи, а дети показывают цифры с ответом задач.
Воспитатель: Сколько хвостов у семи ослов?
Ответы детей: 7.
Воспитатель: Сколько носов у двух псов?
Ответ детей: 2.
Воспитатель: Сколько ушей у пяти малышей?
Ответы детей: 10.
Воспитатель: Сколько лап у двух лисят?
Ответы детей: 8.
Воспитатель: Сколько углов у двух домов?
Ответы детей: 8.
Воспитатель: Сколько колёс у машины?
Ответы детей: 4.

Воспитатель: На столе для вас лежат игры-головоломки «Колумбовое яйцо», «Сфинкс», «Танграм», «Головоломка Пифагора». Я предлагаю  выбрать любую головоломку и сложить из неё картинку.
Воспитатель: Настя, что ты выложила?
Ответы детей: Лисёнка.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур ты  выложила лисёнка?
Ответы детей: Я выложила своего лисёнка из треугольников, квадратов,
                            ромба.
Ответы детей: Для строительства моей машины мне понадобились: прямоугольник, два квадрата, четыре треугольника.
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились интересные и разные картинки. За это задание я вручаю вам букву «К».

Воспитатель: Со всеми заданиями вы справились. Но вот вам и последнее задание: «Жили – были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались.




Воспитатель предлагает детям указать стрелками  порядковый счет от меньшего числа к большему числу.

Воспитатель: Дети,  сосчитайте свой путь от меньшего числа к большему числу.
Ответы детей.
Воспитатель: Дети,  сосчитайте свой путь от  большего числа к меньшему числу.
Ответы детей.
Воспитатель: Вот вы и выполнили задание, за которое я вам вручаю последнюю букву «И», а теперь прочитаем слово, которое у нас получилось – «УМНИКИ». 

 Подведение итогов                                                                                                                                                                                                                                                          Воспитатель: Что нового узнали  сегодня на занятии?

                               Что не понравилось? 
                               Что было самым интересным?
                         

Воспитатель предлагает детям попрощаться с гостями.

2 комментария:

  1. Понравился конспект.Использую интересные моменты с детьми своей группы.Ждем новых работ.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень рада, что у меня есть читатели, которые используют мои конспекты в своей работе!

    ОтветитьУдалить