Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. (А. С. Макаренко)

Блог – призёр (третье место) муниципального конкурса "Лучший блогер - 2014"

вторник, 10 сентября 2013 г.

Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста

   Воспитывая ребёнка раннего возраста, педагогам и родителям надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно придать ребёнку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте.
   Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, так как чем позже она будет начата, тем труднее будет её осуществить.
  Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создаёт благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.
  • Наличие культурно-гигиенических навыков – важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
  • Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребёнок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.
  • Ребёнок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклоняться над тарелкой – рубашка грязная).
  •  Культурно- гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки).
  • Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).
  • Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания).
   Воспитатель должен знать ценность культурно-гигиенических навыков, а так же то, какие из них доступны ребёнку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.

Исп. литература:
Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. -М.: ТЦ Сфера, 2005.


Вашему вниманию представлен фильм "Завтрак в детском саду" во второй младшей группе. Прошу не судить строго, ребята посещают детский сад первый год.


14 комментариев:

  1. Очень интересная информация, спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что зашли на мою страничку. Рада, что статья оказалась Вам полезна.

      Удалить
  2. Уважаемая Светлана Васильевна! Очень понравился Ваш проект, тема актуальная. Желаем успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Согласна с Вами, что родители и воспитатели должны знать всю ценность культурно-гигиенических навыков, а так же то, какие из них доступны ребёнку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.

      Удалить
  3. Чич Наталия Петровна24 сентября 2013 г. в 23:08

    Добрый вечер, Светлана Васильевна! Вами затронута актуальная тема. Воспитание культурно-гигиенических навыков является одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Внимательно посмотрела фильм. Обратила внимание на сервировку стола, а также на то, как дети пользуются столовыми приборами. Заметила, что некоторые дети кладут локти, хлеб на стол. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Молодец. Желаю успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Петровна, добрый вечер. Спасибо за ваши комментарии. Полностью с Вами согласна. Есть над чем работать в дальнейшем, к чему стремиться. Мы стараемся создать благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.

      Удалить
  4. Спасибо за познавательную статью. Обязательно буду использовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Культура поведения за столом... Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребёнку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении. Желаю успехов!

      Удалить
  5. Добрый день Светлана Васильевна!Не смогла пройти мимо вашего видео об этикете за столом.Все очень понравилось.Ведь когда мы сидим за одним столом,это сближает и объединяет.Спасибо вам!
    Мардиян Алена Александровна.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, уважаемая Алёна Александровна! Согласна с Вами. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми. Родителям можно порекомендовать устраивать домашние праздничные чаепития с пирогом, который испекла мама или бабушка. Такие чаепития создают дружескую семейную обстановку, в которой ребёнок ещё раз закрепляет правила поведения за столом и накапливает положительные эмоции: и вкусно , и весело, и вместе.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за то, что Вы учите наших детей культуре поведения за столом. Иногда, глядя на детей в общественных местах, задумываешься о том, что родителям совершенно некогда этим заниматься. И хорошо, что есть десткий сад и такие воспитатели, которые восполняют подобные пробелы в воспитании.
    Черноусова Е.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Екатерина Олеговна! Конечно, приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета. И взрослым надо помнить, что все культурно-гигиенические навыки приёма пищи у детей формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения. И мы в детском саду стараемся соблюдать единство методики и постоянство воспитательных приёмов. Спасибо за комментарии.

      Удалить
  8. Светлана Васильевна, вы как всегда затронули очень животрепещущую тему. Мы с нашими детками как раз сейчас "работаем" над этим. И ваши рекомендации очень актуальны. Спасибо Вам еще раз. С уважением Хлыбова Инна Александровна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Инна Александровна! В рассмотрении вопросов по формированию культурно-гигиенических навыков я исхожу из требований, предъявляемых ребёнку как педагогами дошкольного образовательного учреждения, так и родителями, поскольку правила этикета формируются у детей именно в раннем возрасте. Спасибо за общение.

      Удалить