Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. (А. С. Макаренко)

Блог – призёр (третье место) муниципального конкурса "Лучший блогер - 2014"

понедельник, 20 апреля 2015 г.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста


  Развитие толерантности в современном обществе является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в ходе специально организованной совместной деятельности педагога с детьми и семьями обучающихся. Происходит приобщение детей не только к традициям семьи и этнокультуры, но и в отношениях к детям, непохожим на других (в том числе к детям с ОВЗ).
 За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями, путь, на котором встречались как страницы равнодушия, агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях - сотрудничества на равных условиях.
  Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность - сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному пребыванию детей с ОВЗ с обычными детьми. Общей проблемой для педагогов и для родителей является проблема  толерантности. Семья во многом может помочь педагогам дошкольного образования.  Поэтому целенаправленную работу необходимо проводить с родителями дошкольников: разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения; обратить внимание на то, что личный пример взрослых воспитывает у дошкольников чувство уважения к людям другой национальности и толерантность к людям с ограниченными возможностями здоровья.
  В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи.
  Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Повышается опыт общения, формируются навыки коммуникации, межлистного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях. Повышаются адаптационные возможности детей.
  Работа педагога с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учётом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того, чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Дома, в семье, ребёнок находится в иных, по сравнению с детским садом, условиях воспитания, поэтому задача детского сада состоит в том, чтобы помочь родителям дошкольника продолжить линию воспитания, начатую в детском саду. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.
  Поиск наиболее оптимальных путей, средств и методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество - это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить чёрно-белый мир "особого ребёнка" яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

8 комментариев:

  1. Спасибо, за актуальную статью, Светлана Васильевна!
    И поздравляю Вас с публикацией :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна. Да, тема сейчас очень актуальна. Ведь современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. И важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Васильевна! Спасибо за нужный пост.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемая Людмила Владимировна! Спасибо за комментарий. Тема поста очень актуальна и важна в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования нравственной культуры дошкольников нельзя отдавать только на откуп детскому саду и школе, эту проблему надо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе. Но реальная действительность диктует совсем другое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Васильевна! Согласна с Вами, что понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

      Удалить
    2. Добрый вечер, Инесса Владимировна. Я подняла сегодня эту тему не только для того, чтобы обсудить данную проблему, но и сделать каждому для себя определенные выводы.

      Удалить
    3. Светлана Васильевна, Вы как всегда на высоте! Рада за Вас!

      Удалить
    4. Здравствуйте, Екатерина Анатольевна! Спасибо за комментарий. Рада, что Вы заходите на мой блог "Маленькие волшебники". С наилучшими пожеланиями и надеждой на дальнейшее сотрудничество.

      Удалить