Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. (А. С. Макаренко)

Блог – призёр (третье место) муниципального конкурса "Лучший блогер - 2014"

среда, 18 июня 2014 г.

ИГРЫ ПО ТРИЗ



Вопрос – ответ
 
  Уважаемые, родители! Лето в полном разгаре. Многие из вас вместе с детьми находятся в отпусках. Чтобы отдых ваших детей был разнообразным, хочу предложить игры из раздела "Теория решения изобретательных задач" (ТРИЗ).
   Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ позволяет мне отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть.
  ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
   Попробуйте и убедитесь, что вашему ребёнку эти игры понравятся, и он попросит поиграть с ним ещё.
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
«Что умеет делать»
(проводится с середины 2 младшей группы) 
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы) 
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины  средней группы) 
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы) 
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.
Игра «Фантазия»
Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
 Игра «Пинг - понг» (наоборот)

Цель: учить подбирать слова-антонимы.
Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.
Например:  Словарик для детей 4-5 лет:
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.
Словарик для детей 5-6 лет:
Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.
Словарик для детей 6-7 лет:
Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.
Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.

Список литературы
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., 1977.
"Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С.21-22.
Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.-97с.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1994
Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995.

6 комментариев:

  1. Очень интересная методика. Мы с огромным удовольствием занимаемся. Огромное спасибо за Ваш вклад в воспитании наших детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нина Евгеньевна. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей это возможность рассуждать, фантазировать, проявить выдумку, находчивость, смекалку. Я счастлива, если с ребёнком играют не только в детском саду, но и дома.
      С уважением, Бурляева Светлана Васильевна.

      Удалить
  2. С удовольствием попробуем! интересные игры

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Софья Сергеевна! Обязательно попробуйте! В этой статье предлагается практический материал по использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
    С уважением, Бурляева Светлана Васильевна.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Светлана Васильевна! Спасибо за материал! Очень полезная и современная технология обучения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Светлана! Длительное применение ТРИЗ формирует у детей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Обязательно пишите мне о своих наблюдениях, удачах и, особенно, неудачах. Попробуем двигаться дальше вместе.
      С уважением, Бурляева Светлана Васильевна.

      Удалить