Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. (А. С. Макаренко)

Блог – призёр (третье место) муниципального конкурса "Лучший блогер - 2014"

воскресенье, 23 июня 2013 г.

КОНСПЕКТ "ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности 
по познавательно-математическому развитию
          с детьми старшего дошкольного возраста
  
Тема: «Путешествие в космос»  
Цель:
•    Уточнить представления детей о космосе. Вспомнить названия планет.
•    Закрепить действия по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.
•    Развивать конструктивные способности, умение составить из частей целое.
•    Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.
•    Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой  (<, >, =).
•    Совершенствовать действия построения графических моделей, вычерчиваемых на числовой оси, для сравнения результатов измерения разных полосок одной и той же меркой.
•    Развивать познавательные и творческие способности детей, умение     анализировать.
•    Развивать любознательность детей, желание получать информацию о космосе, великих открытиях.
•    Формировать представления о том, что всегда ценится способность человека точно планировать свои действия, делать расчёты, предвидеть различные ситуации.
Материал
•    схема Солнечной системы;
•    наушники;
•    игры-головоломки «Колумбовое яйцо»,  «Сфинкс», «Танграм», «Головоломка Пифагора»;
•    карточки с незаконченной цепочкой геометрических фигур;
•    карточки с недостающей фигурой;
•    схема, на которой измеряется расстояние до звёзд;
•    ось с проставленными цифрами от 0 до 10;
•    измерительная мерка;
•    фишки красного и синего цветов (по 7 штук);
•    простой карандаш.

Предварительная работа    
•    Разучивание стихотворения «Космос».
•    Рассматривание атласа о космосе, о планетах.
•    Развивающая игра «Собери картинку».

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
                          При встрече здороваться:
              Дети:  Доброе утро!
      1 ребёнок: Доброе утро! Солнцу и птицам!
      2 ребёнок: Доброе утро! Улыбчивым лицам!
 Воспитатель: И каждый становится добрым, доверчивым…
         Все дети: Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы отмечали на этой неделе?
Ответы детей:  (12 апреля мы отмечали День космонавтики).
Воспитатель: Сколько лет исполнилось с начала покорения космоса?
Ответы детей: (Исполнилось 52 года с начала покорения космоса).
Воспитатель: А кто был первым космонавтом?   
Ответы детей: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Как зовут первую женщину-космонавта?
Ответы детей: Валентина Владимировна Терешкова.

(Вниманию ребят предлагается схема Солнечной системы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на схему Солнечной системы, скажите, пожалуйста, какие планеты вы знаете?
Ответы детей: (Марс, Венера, Земля, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Уран, Нептун).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сколько планет в нашей Солнечной системе?
Ответы детей: (Планет в Солнечной системе 8).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали планеты и их количество.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в космос. Ребята, какую планету в Солнечной системе вы хотите посетить?
Ответы детей.

(Звучат позывные SOS.Воспитатель надевает наушники)

Воспитатель: Дети, я слышу какой-то сигнал! Это просит о помощи какая-то планета. Сейчас мы расшифруем её позывные. Она просит, выполнить задание и только тогда мы узнаем,   какая планета нуждается в помощи.

(Воспитатель даёт детям задание)
Воспитатель: Ребята, внимательно слушайте задание: «Инопланетянин Гоша самый невесёлый, грустный. Инопланетянин Кеша веселее Гоши. Инопланетянин Сеня веселее Кеши.  А инопланетянин Фрол веселее Сени. Кто самый весёлый инопланетянин?»

(Дети строят сериационный ряд: под буквой имени инопланетянина рисуют чёрточку определённой длины, обозначающую, насколько этот человечек весёлый)
Ответы детей: Инопланетянин Фрол.
Воспитатель: Вы правильно выполнили задание! И нам сообщают, что сигнал о помощи поступил с математической планеты.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живёт на математической планете?
Ответы детей: (Там живут цифры, числа, геометрические фигуры, знаки,
решают задачи, загадки).
Воспитатель:  Вы согласны полететь на математическую планету?
Ответы детей: (Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие).
Воспитатель: Ребята, а на чем же мы полетим?
Ответы детей: (На ракете).
Воспитатель: Нам нужно отправляться в путь.  Нас много, в одну ракету мы не поместимся, я предлагаю каждому из вас построить себе космическую ракету.
Воспитатель: На столе у вас лежат геометрические фигуры, предлагаю из них построить ракету.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур вы построили ракеты?
Ответы детей: (Я построил свою ракету из треугольников, квадратов, ромба.
Для строительства моей ракеты мне понадобились: прямоугольник, 4 треугольника и трапеция).
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились разные и интересные ракеты. Можно отправляться в путь. Но для этого нужно вам сделать пульт управления, которым вы будете управлять  ракетой. Дорисуйте цепочку из геометрических фигур:
Воспитатель: Какие геометрические фигуры дорисовал в своем ряду Вова?
                          А почему эта фигура называется треугольник?
                          Назови свою цепочку геометрических фигур, Катя.

(Дети называют свои цепочки из геометрических фигур)

Воспитатель: Вот теперь всё готово к полёту. Мы с вами теперь настоящие космонавты. Проходите, садитесь в космическую ракету. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты.
Воспитатель: Ваня, посчитай сначала в прямом направлении до 10.
Ответ ребёнка: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Воспитатель: Соня, а ты посчитай, пожалуйста, в обратном направлении от десяти.
Ответ ребёнка: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1
Воспитатель: Ребята, наша ракета не взлетает.
Как вы думаете почему?
Ответы детей: … (Проблемная ситуация)
Сломался пульт управления, забыли заправить ракету, неполадки в моторе.
Воспитатель: Ребята, я, кажется, знаю причину: мы должны рассказать стихотворение о космосе, опираясь вот на эту схему:
Воспитатель: Вот теперь заработали моторы, ракета набрала нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах.

(Звучит отрывок из песни ансамбля Земляне «Трава у дома»)

Воспитатель: Вот мы и прибыли на планету, которой  необходима помощь.
Воспитатель: Дети, но кто-то подавал сигнал о помощи?

Чтобы  узнать, давайте, соединим на рисунке точки по порядку нумерации, и определим, какому космическому существу нужна помощь.

Воспитатель: А вот и космическое существо. Дети, пожалуйста, придумайте ему имя.
Ответы детей: Марсик, Лавруша, Лунник…
Воспитатель: Ребята, тише, тише. Лунник нам что-то хочет рассказать. Ой, у него сломался звездолёт. Как мы его можем починить? (проблемная ситуация).
Ответы детей: Поменять крыло.
                            Починить двигатель.
                            Заправить звездолёт.
Воспитатель: Мы с вами можем починить летающий аппарат, если выполним некоторые задания. Вы согласны помочь?
Воспитатель: Тогда слушайте первое задание:
                          Чёрная дорожка осыпана горошком.
                          Что это?
Ответы детей: Звёздное небо.
Воспитатель: Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, рассматривая и наблюдая за звёздами, так и называли – звездочёты.
Астрономы насчитали на небе более 200 миллионов звёзд. Как же запомнить такое количество звёзд? И учёные придумали завести на каждую звезду паспорт, а в паспорте указать все самые важные сведения: имя звезды, её возраст, адрес, цвет, размер.

Воспитатель: Ребята, наш Лунник тоже любит изучать звезды, и наблюдать за ними в свою подзорную трубу, но он не умеет считать звезды и сравнивать их количество между собой. Ребята, поможем ему определить какое число больше, какое меньше,  какие числа равны и расставим между ними знаки <, >, = ?

(Воспитатель даёт ребятам карточки, на которых задание, где нужно сравнить числа между собой и поставить нужный знак: >,  <  или  =)

Карточки

5 < 6; 7 > 6; 4 < 5; 8 = 8…

Воспитатель: Ребята, чему научился Лунник?
Ответы детей: Лунник теперь сможет  посчитать звёзды и определить  количество  звёзд.
Воспитатель: Мы очень хорошо поработали и можем прикрепить отвалившуюся часть звездолёта.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас немного отдохнуть и сделать физкультминутку.

Физкульминутка (2-3 раза)
 Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет,
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре-
И на месте походили.

Воспитатель: Ребята, Лунник предлагает нам определить, какой звезды не хватает на небосводе.
Воспитатель: Для быстрой ориентировки на звёздном небе астрономы разделили небосвод на районы, а звёзды на группы, созвездия. Самые заметные, самые яркие звёздочки они соединили воображаемыми линиями, будто рисовали по небу, а потом определяли, на что похож рисунок. Так и поселился на небе целый зверинец (Жираф, Змея, Большая Медведица, Лебедь).

(Воспитатель даёт детям схемы, где нужно определить недостающую звезду)
Воспитатель: Ребята перед вами таблицы, на которых нужно определить недостающую звезду, используя разрезные карточки.

Таблицы
                 
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ещё одну часть звездолёта мы можем прикрепить к звездолёту. А сейчас следующее задание.

Воспитатель: Ребята, когда мы отремонтируем Луннику космическую тарелку, он полетит на своё созвездие. Но вот неприятность, Лунник не помнит на какое из созвездий ему нужно лететь. Единственное, что ему запомнилось, так это что до его планеты лететь 6 световых дней. Помогите найти созвездие, которое находиться на этом расстоянии.

(Перед детьми на столах лежат схемы, фишки двух цветов, мерка, числовая ось)
 
Схема

Дети измеряют путь до первой звезды меркой, после каждого измерения откладывая фишку. По окончании просчитывают количество фишек, отмечая его на оси дугой, а также ставят букву Б(белая звезда), то же самое дети проделывают с другой космической дорожкой и на дуге ставят букву Г(голубая звезда). Сравнивают количество полученных световых дней и определяют созвездие, на которое должно лететь космическое существо.
Ось


Воспитатель: Ребята, мы помогли Луннику починить летающий аппарат. Теперь он может лететь на своё созвездие, а нам пора домой на Землю.
Лунник: Мне было очень приятно с вами познакомиться. До свидания! Спасибо за помощь! Прилетайте в гости.

(Воспитатель предлагает детям занять свои места в ракете и отправиться в путь)

Воспитатель: Глеб, проведи, пожалуйста, обратный счет от 10.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами в детский сад.




























2 комментария:

  1. Светлана Васильевна, здравствуйте. На своём занятии "Путешествие в космос" с помощью игровых мотиваций Вы развиваете творческие способности детей, их творческое мышление и воображение. Также, используя игровые приемы и методы в нестандартных, проблемных ситуациях, Вы формируете гибкое, оригинальное мышление у детей. Ваши воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры – придумки, игры – фантазирования. Отличный конспект. Спасибо.
    Кузьмиченко Ю.Б.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, уважаемая Юзефа Борисовна. На своих занятиях мне нравится использовать технологию проблемного обучения, целью которой выступает приобретение знаний, умений и навыков, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.), познавательных и творческих способностей детей, усвоение способов их самостоятельной деятельности. Так на каждом занятии стараюсь обязательно создавать проблемную ситуацию, решая ее, дети обязательно помогают героям. Так на занятии «Путешествие в космос» у инопланетянина Лунтика сломался звездолёт. Что делать? Починить. Как? И ребята, выполняя математические задания, помогли починить летательный аппарат и вернуться Лунтику на свою планету.

      Удалить